«Создание и внедрение интерактивных заданий
для организации системно-деятельностного подхода
на уроках музыки в условиях реализации ФГОС»
Подготовила: Шпет Оксана Анатольевна,
учитель начальных классов и музыки
первой квалификационной категории
МБОУСеверотатарскойСОШ
2017 г
(слайд 1)Российское образование в последние годы претерпевает множество изменений. Правительство проводит многочисленные реформы в этой сфере. Значительно расширяется объем информации, которую получают обучающиеся, а также изменяется методологическая основа педагогики.
В современных учебных заведениях широко применяются интерактивные методики, а также современные средства получения информации: компьютеры, интернет, интерактивные доски и многое другое. В таких условиях важно активно применять на практике новые подходы к обучению. Среди них самый эффективный и давно зарекомендовавший себя – системно-деятельностный подход в образовании. В настоящее время он взят за основу Федерального государственного образовательного стандарта.
(слайд2 )Системно-деятельностный подход – это такой метод, при котором ученик является активным субъектом педагогического процесса. При этом преподавателю важно самоопределение учащегося в процессе обучения.
Главная цель системно-деятельностного подхода в обучении состоит в том, чтобы пробудить у человека интерес к предмету и процессу обучения, а также развить у него навыки самообразования. В конечном итоге результатом должно стать воспитание человека с активной жизненной позицией не только в обучении, но и в жизни. Такой человек способен ставить перед собой цели, решать учебные и жизненные задачи и отвечать за результат своих действий. Чтобы достичь этой цели, преподаватели должны понимать: педагогический процесс является, прежде всего, совместной деятельностью ребенка и педагога. Учебная деятельность должна быть основана на принципах сотрудничества и взаимопонимания.
Информационные технологии активно входят в нашу жизнь,являются универсальным инструментом, способным помочь в решении разнообразных проблем.
(слайд3 )Дидактический материал для урока разнообразный по содержанию и по форме.
Для создания интерактивных заданий я использую:
- понятийный аппарат и фотографии (репродукции),
- (слайд 4-5 )видеоролики, клипы песен, мелодии, звуки
- (слайд6 )различные тесты, задания, развивающего характера на различных этапах уроков,
- (слайд7 )для повторения, закрепления пройденного материала создаю игры,
которые можноприменять не только на уроке, но и во внеурочное время.
|
|
- (слайд8 )Видеосъемка и фотосъемка школьных мероприятий и на их основе создание презентации и видеотеки.
(слайд9 )По способу разработки они принадлежат к одному из следующих видов:
1. Интернет ресурсы (могут использоваться не только непосредственно на уроке, но и для подготовки).
2. Специальные (сюда включаются все электронные ресурсы, выпускаемые различными издательствами).
- Универсальные
(Word, Excel, PowerPoint и т.д.- предназначены для создания педагогами собственных образовательных ресурсов).
Однако педагогу недостаточно обучиться владению компьютером, сопутствующим ему программам, другим техническим средствам обучения, связанным с информационными технологиями. Педагог должен владеть методическими приемамимедиадидактики, электронными цифровыми ресурсами.
(слайд10 )В апреле 2016 года я прошла дистанционные курсы «Создание интерактивных заданий для организации системно-деятельностного подхода в условиях реализации ФГОС»
И я, хотела бы вам рассказать о технологических приёмах медиадидактики в программе PowerPoint. На каждом уроке педагогу требуется быстро и эффективно проверить знания ребенка, а времени на занятии катастрофически не хватает, бумажный вариант не прельщает ни педагога, ни ребенка.
Вот на курсах я и получила возможность изучить некоторые технологические приемы и создать авторские цифровые ресурсы, которые помогают мне не только проверить знания детей, но и пробудить интерес к предмету музыка:
1. "Шторка"
2. "Анимированная сорбонка"
3. "Лупа"
4. "Трафарет"
5. Универсальный тренажер"
6. "Караоке"
7. "Бегунок"
8. "Экран"
9. "Слайд-шоу"
10. "Необычный калькулятор"
11. Интерактивный кроссворд"
12. "Карусель"
13. Тестер А.Н. Комаровского
14.Волшебная труба
15.Тир
16. Интерактивная раскраска
16.Игры и тренажёры Квест
17.Анимированные пазлы
Расскажу о некоторых из них:
- Очень часто на уроке возникает необходимость сконцентрировать внимание учеников на детали иллюстрации, фрагмента текста и даже слова при сохранении их общей панорамы. В этом мне помогает прием «Лупа», использование которого позволяет при помощи курсора создать увеличение отдельных объектов.
(Слайд11-12)
- Для создания мультимедийной игры или тренажёра большие возможности дает прием «Бегунок». Такой приём тренирует не только знание обучающихся, но и активизируется внимание, включается зрительная память.(слайд 13-16 )
- Приём «Карусель» (слайд 17-19 )
- Приём «Анимированная сорбонка»создает эффект переворачивающейся карточки для проверки ответа (слайд 20-21 )
- Некоторые интерактивные доски имеют инструмент «Шторка»
(слайд 22-23)
Такой же прием можно выполнить и в программе PowerPoint. Использование данного приема позволит закрыть или открыть часть информации на экране в нужный момент.
- ТП «Экран»(слайд 24-28 )
- Большое значение в учебно-воспитательном процессе младших школьников играет внимание. От того, насколько педагог сможет удерживать внимание детской аудитории, зависит процесс обучения. Большой интерес для младших школьников представляют игры в процессе обучения. ТП «Трафарет»(слайд 29-31)
- К мультимедийным дидактическим играм можно отнести разного вида тесты, созданных на основе специальных шаблонов. Например, шаблон А.Н. Комаровского я использую для создания тестов с выбором одного или нескольких правильных ответов, а так же создаю тесты на совместимость объектов. В результате прохождения такого теста обучающийся получает возможность увидеть свои результаты, получит оценку своей работы и найти допущенные ошибки. При создании такого теста я могу запрограммировать уровень требований к выполнению работы, настроить балльную систему оценивания и время отводимое для выполнения работы. Обучающийся так же имеет возможность выполнить задание повторно и улучшить свой результат. (слайд 32-33)
- Большое значение в учебно-воспитательном процессе младших школьников играет внимание. От того, насколько педагог сможет удерживать внимание детской аудитории, зависит процесс обучения. Большой интерес для младших школьников представляют игры в процессе обучения. Мультимедийная дидактическая игра пришла на смену обычным обучающим играм. Для создания интерактивных игр я использую весь доступный арсенал инструментов и все технические возможности программы PowerPoint. ТП «Тир»(слайд 34-36)
- Интерактивный плакат. (слайд 37)В процессе обучения интерактивный плакат позволяет достичь двух очень важных результатов:
- за счет использования интерактивных элементов вовлечь обучаемого в процесс получения знаний;
- за счет использования различных мультимедиа и 3D объектов добиться максимальной наглядности информации.
Основное отличие интерактивного плаката от презентации – нелинейность структуры. У интерактивного плаката есть только один основной слайд, все остальные – второстепенные, которые открываются только временно и по мере необходимости.
- Сегодня все большую популярность приобретают образовательные квесты.(слайд38)Собственно понятие «квест» (перевод с англ. quest - поиски) и обозначает игру, требующую от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету. Сюжет игры может быть предопределённым или же давать множество исходов, выбор которых зависит от действий игрока.
Образовательный квест - вид деятельности, в основе которой стоит проблема, реализующая образовательные задачи, отличающаяся от учебной проблемы элементами сюжета, ролевой игры, связанная с поиском и обнаружением мест, объектов, людей, информации, для решения которой используются ресурсы какой-либо территории или информационные ресурсы.
Образовательные квесты могут быть организованы в разных пространствах как школы так и вне ее. Например, квесты в замкнутом помещении, в классе; квесты в музеях, внутри зданий; квесты на местности; квесты на местности с поиском тайников (геокэшинг) и элементами ориентирования (в т.ч. GPS) и краеведения; смешанные варианты, в которых сочетается и перемещение участников, и поиск, и использование информационных технологий, и сюжет, и опережающее задание - легенда.
В зависимости от сюжета квесты могут быть:
- линейными, в которых игра построена по цепочке: разгадав одно задание, участники получают следующее, и так до тех пор, пока не пройдут весь маршрут;
- штурмовыми, где все игроки получают основное задание и перечень точек с подсказками, но при этом самостоятельно выбирают пути решения задач;
- кольцевыми, они представляют собой тот же «линейный» квест, но замкнутый в круг. Команды стартуют с разных точек, которые будут для них финишными.
Структура образовательного квеста может быть следующей:
- введение (в котором прописывается сюжет, роли);
- задания (этапы, вопросы, ролевые задания);
- порядок выполнения (бонусы, штрафы);
- оценка (итоги, призы).
Квест идеально подходит для проведения следующих видов учебных занятий:
- путешествие;
- практикум;
- исследование;
- инсценировка;
- виртуальная экскурсия;
- проблемный урок.
- Конструктор интерактивных заданий LearningApps.org (слайд 39)
Творческому учителю хочется создать свои интерактивные приложения для урока. Для создания собственных интерактивных материалов к конкретному проекту, уроку, мероприятию можно воспользоваться специальными онлайн сервисом LearningApps.org. Прекрасный сервис для разработки электронных обучающих ресурсов, а конкретно – для разнообразных тестовых заданий. На сайте десятки шаблонов, позволяющих создавать задания любой структуры, включая в них не только текст, но и картинки, аудио- и видеоролики. На сайте имеются уже готовые интерактивные задания по различным предметам и темам. Можно использовать задания, составленные вашими коллегами, скопировав ссылку внизу задания, можно скачать любое задание в виде архива файлов и загрузить их на личный сайт, а также можно использовать свои ресурсы для проверки знаний учеников прямо на этом сайте. Также сервис привлекает
- дружелюбным русскоязычным интерфейсом;
- быстротой создания интерактива;
- моментальной проверкой правильности выполнения задания;
- возможностью встраивания задания на html-страницу;
- возможностью обмена интерактивными заданиями.
Применение сервиса LearningApps помогает решать образовательные задачи урока, активизирует познавательную деятельность учащихся, развивает у них познавательный интерес к учебному материалу.Основная идея приложений заключается в том, что ученики могут проверить и закрепить свои знания в привлекательной игровой форме.
Используя эффекты анимации и различные технологические приёмы создаются игровые ситуации, как элемент системно-деятельностного подхода в обучении. Учителям открываются новые возможности для дистанционного обучения учащихся:
- Вовлеченность участников в активную деятельность, используя квесты, групповые задания, уровни во время прохождения игры или тренажёра.
- Учащийся может сделать ошибку во время игры или начать игру заново. Важно, чтобы учитель на этом этапе выстроил обратную связь с учащимися.
- Применение наград и поощрений. Помимо оценок в своей среде вводятся значки или награды за прохождение игры.
- (слайд40 )А так же я создала свой компьютерный диск, который я готовила заранее к нужному уроку, где находится весь иллюстративный материал с 1-9 класс:
- (слайд41 )Для каждого класса собран материал по каждому уроку,
в соответствии с тематическим планированием,
- (слайд 42)В папке каждого урока находится:
презентация к уроку, конспект урока, музыкальные аудиозаписи , фонограммы песен, тексты, цитаты, рисунки, фото, портреты, сцены из спектаклей, фрагменты опер, балетов, видеоклипы др.
Это значительно облегчает подачу учебного материала и его усвоение.
(слайд 43)Обучение с использованием анимаций и другой графической информации позволяет:
- улучшить запоминание информации на 10 %;
- улучшить восприятие (понимание) информации на 30 %;
- увеличивает вовлеченность обучаемого в процесс обучения на 10 %.
- участие в викторинах и олимпиадах по музыке.
Применение интерактивных технологий в образовательном процессе позволяет решить одну из важных задач обучения – повышение уровня знаний.
(слайд 44 ) Работая над созданием и внедрением интерактивных заданий для организации системно-деятельностного подхода на уроках музыки в условиях реализации ФГОС, систематически делюсь опытом с коллегами, провожу открытые уроки и занятия, обобщаю опыт на методическом объединении учителей начальных классов, РМО нач. классов, РМО уч. музыки, семинарах, педагогических советах, участвую в конкурсах профессионального мастерства(слайд 45 ), являюсь членом школьных творческих групп по реализации ФГОС в начальной школе и применению ИКТ на уроках;
- Создала авторские разработки (презентации и конспекты уроков, программу для учащихся 1-9 классов, классных часов, внеклассных мероприятий).
- Создала электронное методическое пособие «Уроки музыки в 1- 9 класс».
- (слайд46 )Создала личный сайт учителя начальных классов.
- Размещаю учебно-методические ресурсы на сетевых Интернет-проектах.
- (слайд47 )Имею грамоты, благодарности, свидетельства о публикации метод.разработок, сертификат за методическую разработку «Сайт учителя начальных классов», свидетельство о персональном портфолио.
На достигнутом останавливаться не собираюсь, для повышения качества образования планирую:
- Совершенствовать технологии исследовательской и проектной деятельности.
- Продолжать работу над развитием персонального сайта.
- Повышать эффективность использования инновационных дидактических средств и интерактивных технологий
- Внедрять новые подходы в обучениив условиях реализации ФГОС
Если вас заинтересовали данные технологические приёмы, я собрала пошаговые инструкции «Как создать интерактивные задания».
|