Воскресенье
19.05.2024
01:48
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Сайт учителя начальных классов Шпет Оксаны Анатольевны
Главная Регистрация Вход
Каталог файлов »
Форма входа

Меню сайта

Категории раздела
Мои файлы [0]
Моё портфолио [3]
Давайте знакомиться [0]
Программы [9]
Конспекты уроков [13]
Материалы к урокам [44]
Сценарии мероприятий [19]
Доклады [8]
Творчество детей [7]
Достижения [7]
Работа с родителями [4]
Шаблоны [3]
Здесь вы можете скачать шаблоны презентаций, образцы портфолио для учителя, грамоты и др......
план работы [7]
методическая копилка [7]
внеклассное чтение [7]
тренажеры [7]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 267

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Файлы » Конспекты уроков

Конспект урока по литературному чтению. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"
[ Скачать с сервера (14.41 Mb) ] 10.12.2013, 21:04

                                                     Тема урока: С. Т. Аксаков Аленький цветочек. 4 класс

                                                                                                                Учитель: Шпет О.А.

Цели: обучать начальным навыкам поиска и исследования информации; учить анализировать сказку, работать с книгой; обогащать словарный запас детей; развивать внимание, память, воображение, интерес к русской словесности; воспитывать сострадание, верность слову.
Ход урока
Оргмомент. 
-Сегодня у нас необычный урок. Урок – исследование. Для удобства мы разделились на группы.

* Не кричи! * Не перебивай! * Уважай товарища!

-Прочитайте правила, которые вы должны соблюдать при работе в группах:

 

 

 Речевая разминка На доске пословица:
«Кашу кушай, а сказку слушай, умом-разумом смекай, да на ус мотай»
-Прочитайте пословицу. Как вы понимаете слово «смекай»?
- Назовите (существительные). Глаголы.
-Прочитайте пословицу, выделяя голосом глаголы (существительные).
-Прочитайте выразительно. Прочитайте быстро.
-Объясните смысл пословицы. (Сказки читать полезно. В них много поучений)
^ Выставка книг

-Что общего у этих книг? На какие 2 группы можно распределить эти сказки?                            

(Русские народные и на авторские или литературные)
-Как отличить русскую народную сказку от литературной? Есть ли на выставке книг сказка, которую мы с вами читаем. Кто ее автор? 
^ Сообщение темы, постановка цели урока. 

-Сегодня у нас итоговое занятие по сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек».                                                   Будем исследовать, сказку.

-Прочитайте пословицу, которая является эпиграфом к нашему уроку (Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок)
-Как вы понимаете смысл этой пословицы? 
-Я думаю, что в конце урока мы определим, что хотел нам сказать С. Т. Аксаков в своей сказке?

   1. Исследование «Своими руками» сделали аленький цветочек .

-Если мы будем сегодня дружно работать, то у нас появится свой волшебный цветок.

                                                       «За работу даю лепесток»

 2. Исследование «Как я усвоил сказку?»

- Сейчас мы с вами проведём тест по сказке, и узнаем, как вы усвоили сказку.

Тест по сказке «Аленький цветочек».


1.Какими словами начинается сказка?

а) «В некотором царстве, в некотором государстве »

б) «За горами, за лесами, за широкими морями …»

в) «Три девицы под окном …»

2. Какая из дочерей попросила купца привезти из дальних стран аленький цветочек?

а) старшая;          б) средняя    в) младшая.

3. Кто из дочерей согласился спасти отца?

а) старшая;      б) младшая;               в) средняя.

4.Какой волшебный предмет дал зверь лесной, чтобы купец мог быстро очутиться дома?

а) золотой перстень;  б) медный браслет;

в) изумрудное ожерелье.

5. На какой палец надо было надеть волшебный перстень, чтобы очутиться во дворце зверя лесного?

а) на левый мизинец; б)  на правый мизинец;

6. На сколько дней отпустил зверь лесной, чудо морское купеческую дочь домой?

а) на один день и одну ночь; б) на три дня и три ночи;

7. Кем оказался зверь лесной, чудо морское?

а) заколдованным принцем; б) злым колдуном;

8. сколько лет провёл принц в образе зверя лесного?


                                                                                                                     а) 30 лет;         б) 20 лет;              в) 10 лет.

-  Самопроверка теста.  (Ответы на слайде ).

3. Исследование восстанови  последовательность событий в сказке по рисункам. 

1. - А помогут нам в этом ваши рисунки

2. -Найдите в тексте подходящие к рисункам отрывки и прочитайте их.  

4. Исследование «Словарно-лексическая работа»

Когда вы читали сказку, вам встретились непонятные слова. Сейчас вам нужно  объяснить их смысл.

ПАРЧА – шелковая ткань, расшитая золотистыми и серебряными нитями 
ТУВАЛЕТ – стол с зеркалом и всеми принадлежностями


ВЕНЕЦ – то же, что венок, драгоценный головной убор, корона
ПАЧЕ ЗЕНИЦЫ ОКА – сохранять, беречь больше, чем глаза

ЧЕЛЯДЬ ДВОРОВАЯ   –  слуги, дворовые
САЖЕНЬ – старая русская мера длины, равная трем аршинам (2,13 м)

5. Исследование «Художественные средства»
Автор использует в сказке такие художественные средства, как прием олицетворения, сравнение, эпитеты.

Сравнение – это когда один предмет сравниваем с другим предметом. Часто используем союзы: как, словно, как будто.

 «свет как от месяца полного», «как среди бела дня», «Как от солнца было светло в темную ночь», «словно деревья расступаются», «Будто зарево огонь», «запах словно струя», «как у беркута».

Олицетворение – перенос признаков живого существа на неживой предмет.

 «красота прибавлялась», «струя бежит», «земля зашаталась», «В сердце ужалило», «вылетел цветочек», «явились яства», «появились словеса», «пришли сумерки», «опустилось солнышко», «стояла тишина», «шумели ключи», «зверь закручинился», «затряслась земля».

^ Эпитет – это образное определение предмета, явления в виде сравнения.

Метафора – это скрытое сравнение. Признак метафоры - ее можно пересказать с помощью слов «как» и «похож».

красавицы писаные, дочери пригожие, серебряной парчи, красоту поднебесную, тридевятое царство, тридесятое государство, венца самоцветного, хрусталя беспорочного, батюшка родимый, крепче прежнего, аленький цветочек, заветный гостинец, по лесу дремучему, непроездному, зайцу косому, смерть неминучая, чертог королевский, богатство несказанное, на белом свете, голосом диким, заповедный цветок, сыру землю, горе сердешное, тело безобразное, часу урочного, солнышко красное, глаза совиные, руки кривые, нос крючком и т.д.


ВЫВОД: 
^  автор использовал художественные средства, которые придают сказке выразительность, делают ее волшебной.

6. Исследование «Черты народной сказки в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»
Зачин  «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был купец, именитый человек. Много у него было всякого богатства, и было у того купца три дочери, все три красавицы писаные, а меньшая - лучше всех».

Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок

Присказка: «много ли мало ли времени прошло…», «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается».

Концовка. «И нимало не медля, принялись веселым пирком да за свадебку. И стали они жить-поживать, да добра наживать. Я сама там была, пиво-мёд пила, по усам текло, да в рот не попало».
ВЫВОД:
В сказке «Аленький цветочек» есть черты народной сказки: есть волшебные силы, предметы, добро побеждает зло.

               Выявление главного внутреннего смысла сказки                                                                                             -Какая тема сказки? (Сострадание, верность слову, любовь)
-Какова главная мысль сказки? (Без чудес нет сказки, в сказке нет непоправимых бед и несчастий; удачливы добрые, справедливые, мужественные люди; колдовство кончается – чудище вновь стал королевичем)
-Вернемся к эпиграфу нашего урока. Давайте попытаемся ответить на вопрос:
-Чему учит сказка? 
(Не мириться со злом, а бороться с ним; учит быть твердым в бедах; осуждает мир, где царят жадность, корысть, равнодушие; любить родных и не делать им зла)
             

                                    ^ Звучит песня «Волшебный цветок»

-По мотивам сказки С. Т. Аксакова созданы: мультфильм, художественный фильм, песня.
-Как называют цветок в этой песне? (Мечта)
кому на уроке было интересно и понятно, пусть возьмет лепесток от волшебного цветка и прикрепит магнитом к доске.                                                                                                                                                -Запишите на лепестке самую заветную свою мечту. Прикрепите к доске с помощью магнита. 
–Помните, что аленький цветок приносит удачу только смелым, добрым, бескорыстным людям.
-Пусть этот цветок напоминает вам о сострадании, верности и любви к окружающим вас людям
Обобщение

-Многие поэты и писатели в своих воспоминаниях делятся своими первыми детскими впечатлениями о русских народных сказках. Народные сказки побудили их к созданию своих собственных сказок. В этом мы убедились сегодня. Благодаря этому мы любим и знаем литературные, авторские сказки А. С. Пушкина, П. Ершова, С. Аксакова и других писателей.
^ Итог урока

-Что делали на уроке? (Проводили исследовательскую работу по сказке С. Т. Аксакова) 
-Что понравилось? Что запомнилось? 

 Д/з:  1. Сочини ВОЛШЕБНУЮ сказку.     2.Подготовь пересказ  любой сказки от лица одного из героев;

3. Нарисуй любого героя к понравившейся сказке.  4. Составь кроссворд по разделу  «Литературные сказки»

Выставление оценок  Если останется время, можно предложить детям прочитать любимые отрывки из сказки.

Категория: Конспекты уроков | Добавил: oksana77 | Теги: С.Т. Аксаков Аленький цветочек, Литературное чтение, 4 класс, конспект урока
Просмотров: 9646 | Загрузок: 678 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Наша Родина - село Северотатарское
  • Северотатарская школа


  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz