3 урок Тема:
«Ты откуда, русская, зародилась музыка?» 4 класс Цель:
1.Раскрыть особенности
жанрового многообразия русских народных песен
2.Увлечь учащихся музыкой
русского народа, способствовать развитию
и любви к музыке, формировать способность ценить её красоту, вызывать
музыкально- эстетич6еский отклик на произведения народного жанра, развивать
эмоциональную сферу учащихся.
3Развивать творческие
музыкальные способности, практические умения и навыки в процессе исполнения
русских народных песен, движения под музыку и её пластическое интонирование.
4.Воспитать музыкально-
эстетический вкус и потребность общения с народной художественной культурой,
любовь к народной песне родного края.
Формы учебной деятельности:
индивидуальная, групповая.
Тип урока :комбинированный.
Ход урока:
Орг.мом. Проверка д.задания: -исполнение «вокализа»
Нов.материал: (На доске записана тема урока и слова).
«Ты откуда, русская, зародилась музыка?»
Определение темы урока:
- А откуда зародилась русская музыка? (ответы детей) -
Конечно на Руси. - Слово учителя:
Ты откуда. Русская, зародилась музыка? То ли в поле чистом, то ли в лесе мглистом В радости ли? В боли? Или в птичьем свисте?
Ты скажи, откуда грусть в тебе и удаль?
В чьём сердце билась с самого начала?
Как ты появилась? Как ты зазвучала?
Ну, а песня? С песней на Руси родились. - Сегодня мы поговорим о жанрах народных песен. Будем
учиться правильно, красиво двигаться под музыку разного характера. Познакомимся
с новыми играми.
Но сегодняшний урок у нас
будет необычный. Давайте представим, что мы с вами попали в старину…
Давным-давно, почти две тысячи лет назад. Русские люди жили
племенами и общинами, и назывались они тогда древними славянами.
1.Вот в одной общине жила молодая семья. Звали их Иван да
Марья. Родилось у них дитя…
Дочь лежит и спать не хочет,
Мнёт бельё постельное.
Мать вокруг неё хлопочет
С песней ….(колыбельною).
- А какие
колыбельные песни вы знаете?
- Давайте
посмотрим клип на песню «Спят усталые игрушки»
2. Пока дитя
спит, у Марьюшки много дел нужно по дому сделать…
Если очень много
дела,
Запевайте песню
смело. Вяжут, ткут,
прядут и жнут,
Эти песни любят
труд. ….(трудовые).
-Давайте прослушаем песню «Прялица»
3.А как проснётся дитятко с ним нужно поиграть.
Ребята, давайте и мы вспомним как в
«Козушку» в старину играли.
(Дети
играют в игру «Пошла коза по лесу»).
Пошла коза по
лесу, по лесу, по лесу,
Искать себе
принцессу, принцессу, принцессу.
- Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем,
попрыгаем,
И ножками
подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.
И ручками
похлопаем, похлопаем, похлопаем,
И ножками
потопаем, потопаем, потопаем,
И глазками
поводим, поводим, поводим,
Туда-сюда
походим, походим, походим,
Головкой покачаем,
качаем, качаем,
И все начнем с
начала, с начала, сначала. 4. Весело и дружно живут, горя не знают,
гостей приглашают:
На гулянке, на
вечёрке,
И под горкой, и
на горке
Собирается народ, Он и пляшет, и
поёт.
Песни бодрые,
живые.
Эти песни ….(плясовые).
-Просмотр отрывка из мультфильма
(2.50) - Русская народная плясовая –
Камаринская
На лугу иль на
опушке Вместе собрались
подружки.
Удивляется народ:
-Это что за
хоровод?
А сейчас немодные
Песни ….(хороводные).
-Песня
« Во поле берёза стояла…»
5. А чтоб развеселить друг дружку,
Они всегда поют ….(частушки).
-А какие частушки
знаете вы?
-Прослушаем
частушки….
6. Наступает
ночь – отдыхать пора. А образ этой
песни помогает набираться новых сил от «Тёмной ноченьки» и «ясных звёздочек».
- Прослушивание песни «У зари-то, у зореньки».
- жанр лирической песни
(Задушевность,
сердечная теплота, распевы, лиричность, нежность, красивые фразы.
7. Про любовь в
них и про дружбу, Про войну в них и
про службу, Прижимая
автоматы, Их всегда поют ….(солдаты,
солдатские).
А жизнь идёт
своим чередом и пришло время Ивану в армии служить. - А Марьюшка ждёт
его поджидает и песню напевает … - Прослушивание и марширование под песню
«Солдатушки, бравы ребятушки…»
Этап
закрепления изученного материала.
Ребята, чем
занимались на уроке?
Пели, слушали музыку, плясали, водили
хороводы, играли……..
Ребята, о каком
жанре музыкального искусства мы говорили сегодня на уроке?
(о русской
народной песне)
Скажите, а почему
в названии темы нашего урока стоит
многоточие?
(потому что жанры
русской народной песни очень разнообразны)
Назовите
произведения которые вам запомнились, для кого они написаны и кем?
(ребята перечисляют: игровые, лирические,
хороводные, солдатские—рекрутские, трудовые песни и частушки).
Написаны народом
и для народа.
Одинаковы были произведения?
Разные по
характеру, движению, смыслу, настроению.
Верно. Вот такая
разновидность или род песен называется одним словом жанр.
(слово на доске). Д.зад.Выучить
одну русскую народную частушку
|