22 урок Тема: «Исходила младёшенька…» 4 класс
Цель урока:
Сформировать представление о роли русской
народной песни в произведениях русский композиторов -Информационная –
познакомить с творчеством русского композитора М, П. Мусоргского, опера
«Хованщина», песня – ария Марфы. -Научить определять русский народный стиль в
музыке М.П, Мусоргского. -Обучить умению коллективно размышлять о роли русской
народной песни в произведениях русских композиторов.
Ход урока:
Дети входят в класс под музыку
П.И.Чайковского «Симфония №4» (звучит фрагмент).
Учитель – Музыка ,которая сейчас прозвучала вам знакома ?
Интонацию какой песни знакомой вы услышали ? («Во поле береза
стояла»)
- Учитель: А как вы думаете, почему П.И, Чайковский часто в
своих произведениях обращался к русским народным песням?
- Учитель :- Не только П, И.
Чайковский , но и другие русские композиторы обращались к русской народной
песне, сочиняли музыку в народном стиле.
Так почему же композиторы, обращались к истокам русской народной
музыки мы попытаемся сегодня выяснить.
Чтобы ответить на этот вопрос, давайте вспомним с какими
видами русской народной песни мы уже с вами знакомы. (хороводные,
былины, плясовые, протяжные, обрядовые, маршевые ит.д.)
-Учитель :Из уст в уста передавались русские народные песни, а
позже музыкально грамотные люди что- бы сберечь фольклор, стали записывать
песни, чтоб они не исчезли. Семь нот ,но сколько они сохранили нам песен. Так
давайте вспомним их и распоемся. (Исполнение гаммы ,канон на два,
три голоса)
Исполнение хороводной песни «Во поле береза стояла» (канон на два, три
голоса)
Обратить внимание на звуковедение, строй. Добиться чтобы
учащиеся слушали и слышали друг друга.
- Учитель - А что характерно для народной песни.(многоголосие, подголоски,
сольное пение)
Вспомним песню «Ты река ль, моя реченька»определите вид песни
(Обрядовая).
- Учитель -Во время какого обряда исполняется песня? Кто
исполняет ее? (свадебная песня)
Исполнение песни «Ты река ль ,моя реченька» .
-Учитель –Если мы
с вами говорим о том, что для русской народной песни характерно многоголосие,
подголоски, то давайте вспомним песню «Милый мой,
хоровод».
(исполнение на два голоса)
- Учитель - «В песне душа народа»- слова
великого просветителя А.И.Радищева
«Песня – живой голос народа, говорящий о его жизни, о всех радостях и
печалях».
Песня это настоящий друг, который разделит радость и печаль.
- Как вы понимаете смысл этих слов? (Ответы ребят)
- Какие чувства отражает песня, которая сейчас прозвучит, (русская народная
песня «Исходила младешенька»- исполнение)\
(Чувства горести, печали, одиночества, обиды)
-Какими средствами музыкальной выразительности, отражает чувства русская
народная песня. (мелодия плавная, протяжная , певучая)
Разучивание всем классом песни.
2 этап
- Учитель-А теперь внимательно
прослушайте музыкальное произведение. Определите музыка народная
звучит или композиторская?(Звучит фрагмент «Рассвет на Москве реке»
М.П.Мусоргский)
Учитель- Звучит
народный оркестр или симфонический? (Симфонический- Есть ли в музыке что – то
общее с народной песней?
- И если прислушаться, то симфонический оркестр подражает народным
инструментам. Какое время дня изобразил в музыке композитор? (Утро)
- Учитель – «Рассвет на
Москве реке» так назвал композитор М.П.Мусоргский вступление к опере
«Хованщина».Его музыку называют гениальной .Родился он 150 лет назад , в
детстве любил слушать колокольные звоны.(Слушание вступление к опере)
- Учитель – Прослушав
произведение на душе у вас от рассвета легко или тревожно?
Если тревожно, то почему? (Ответы ребят)
- Учитель- Композитор здесь не
только изображает пейзаж, но и изображает переломный момент в Российском
Государстве. Отражает исторические события 17 века уходящая
феодальная Русь и начало славных дел Петра 1 .
Главная героиня оперы – Марфа – какой судьбы эта девушка,
попробуйте определить сами. (Звучит фрагмент из оперы «Хованщина» песня – ария
Марфы)
- Учитель –Знакома ли вам прозвучавшая сейчас
музыка? (Ученики узнают в ней русскую народную песню
«Выходила младешенька»)
- Учитель –Так почему композитор взял для Марфы подлинную
русскую песню?
Что он хотел сказать этим, что хотел показать? Какая музыка глубже покажет
душу русского народа, народная или композиторская?
3 этап
- Учитель –На уроке у нас прозвучали произведения р.н.п. «Во поле береза стояла»,
р.н.п. «Милый мой, хоровод» р.н.п. «Ой, река ,реченька», р.н.п. «Исходила
младешенька», «Рассвет на Москве реке» М,П,Мусоргского.
- Что объединяет эти произведения?
- Учитель – Не только М.П.Мусоргский
сочинял музыку в народном стиле. Назовите мне с какими операми
русских композиторов мы с вами уже знакомы?(ответы учеников)
Исполнение хора «Уж как помосту мосточку» П.И.Чайковский опера «Евгений
Онегин», «Прощай зимушка» опера «Снегурочка» Н.А.Римский –Корсаков.
Композиторская музыка в народном стиле также разнообразна как и русская
народная песня. Русская народна песня бездонный кладезь для композиторов.
|